Идентифицированный ребенок в семье



Заголовок звучит немного сложно, но на самом деле речь идет вот о чем. Во многих семьях есть дети, которые выбиваются из общего контекста, иногда это «сложный ребенок», «белая ворона», «позор семьи» или еще что-то. При общем благополучии семьи такой ребенок может отличаться своеобразным поведением, часто у этих детей могут быть психические расстройства. Они и становятся причиной того, что родители обращаются к семейному терапевту. Обращаются, думая, что проблема в семье только у этого ребенка, а у остальных все в порядке. На самом деле оказывается, что проблема в семейной системе в целом, а через ребенка она проявляется в реальности. Симптомами могут стать плохие отметки в учебе, проблемы с дисциплиной, заболевания ребенка (например, энурез), различные фобии и др.
Проблема в том, что такому ребенку сложно помочь, не изменив ситуации в семье. Так в середине 60-х годов прошлого столетия проводились исследования в семьях, в которых были больные шизофренией, с целью выяснить, как семейные отношения взаимосвязаны с болезнью одного из членов семьи. Было обнаружено, что изменение состояния больного в ходе лечения приводило к изменению состояния всей семьи. Как вы думаете, в какую сторону? Улучшение больного приводило к ухудшению взаимоотношений в семье!
Так выходит, что семья неосознанно была заинтересована в тяжелой болезни одного из своих членов. Но это крайний пример.
Часто родители таких идентифицированных детей приходят к психотерапевту с запросом: «Сделайте что-нибудь с моим ребенком». Но они оказываются неготовы увидеть, что сами создают проблемы детей.
Если в семье ребенка недостаточно хорошо слышат и понимают, то он начинает обращаться к родителям на языке симптомов — то есть создает им проблемы, которые они уже не в состоянии игнорировать. Ребенок как бы говорит родителям: «Я нуждаюсь в вашем внимании и заботе!», или «Папа и мама, пожалуйста, не ссорьтесь, я хочу, чтобы вы оставались вместе, ведь я люблю вас обоих!» и так далее.
Поэтому родителям так важно поставить себя на место своего ребенка и попробовать понять, что он пытается донести им своим поведением.
Пример такой ситуации с «идентифицированным ребенком».
За консультацией к психологу обращается мать с сыном-подростком 13 лет. Мальчик регулярно исчезает из дома, не приходит по несколько дней. Он пропадает в компьютерных клубах, его невозможно оторвать от игр. Мать жалуется, что она извелась с ним, и у нее уже нет сил. При этом она говорит о своем сыне с такой ненавистью, словно это ее злейший враг, который испортил всю ее жизнь. Психолог начинает разбираться. Постепенно выясняется, что в семье нет отца, что мальчик был нежеланным ребенком, что у него есть младшая сестра, на которую направлено все внимание матери и бабушки, а сын при этом чувствует себя изгоем.

По материалам сайта Semyi.net

Вот здесь еще одна статья про семью с идентифицированным пациентом.

Вам также может быть интересно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *