Структура личности (Фрейд)

Когда-то Фрейд предложил структурную модель психики. По Фрейду, психика личности состоит из трех важных компонентов – это «Я» (Эго), «Оно» (Ид), «Сверх-Я» (Супер-Эго). Эго – это сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями Ид и требованиями человеческого сообщества. «Эго» – это миротворец, интегратор, посредник, и он ищет социально приемлемые способы удовлетворения потребностей. Ид – это сфера бессознательного, источник всей психической энергии и инстинктивных влечений, здесь находятся бессознательные влечения и импульсы, и они биологические по своей природе. Ид руководствуется принципом удовольствия.
И наконец Супер-Эго – это нравственное идеальное «я» человека, его совесть. Эта инстанция олицетворяет собой ценности и установки общества, моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. Это моральная цензура, которая должна обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества.
Отношения между Эго и Ид, по Фрейду – это как отношения между всадником и лошадью. Всадник движется только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или тяжело болен). Положение Эго довольно сложное, оно должно учитывать требования внешней реальности и Ид, поэтому оно находится в состоянии тревоги и напряжения. Кроме того, Эго находится под прессом Супер-Эго, что порождает у человека глубинное чувство вины. По Фрейду, подобные взаимоотношения уровней личности неразрешимы. Жесткая моральная цензура Супер-Эго мешает осознанию собственных глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с требованиями общества и морали. Это проявляется не только в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих ситуациях. Например, завистник часто не всегда осознает истинные причины своей ненависти к объекту зависти, поскольку есть установка Супер-Эго, что зависть — чувство недостойное, неприличное, неправильное. Следовательно, если человек обнаружит в себе зависть, его самооценка и самоуважение понизятся. Поэтому эта отрицательная эмоция может быть переведена, например, на объект зависти, и человек будет постоянно говорить о недостатках и пороках объекта зависти. При этом сохраняются и отрицательные чувства, и самооценка не страдает.

 

Вам также может быть интересно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *