Дети и смерть

Тема смерти одна из самых сложный в нашей культуре. Мало кто к ней действительно равнодушен, а пожалуй, даже вообще, равнодушных нет. Нам всем предстоит умереть и мы с трудом смиряемся с этим фактом. Еще Юнг писал, что отсутствие в европейской культуре традиций, которые позволяют принять смерть и разместить ее в собственном внутреннем мире, ведет к значительному повышению тревожности. А тревога, как известно, является чуть ли не самой главной причиной всех невротических рассройств, а так же сопроваждает большинство психических заболеваний. И действительно, тревога очень распространена среди населения. Кто-то страдает ей в большей мере, кто-то в меньшей.

Одним из достаточно скользких и смущающих для нас моментов является ситуация, когда о смерти спрашивает ребенок. Как мы можем объяснить ему то, чего сами не понимаем полностью и не можем принять. Чаще родители вообще избегают этой темы потому, что опасаются, что знания о смерти могут ребенка ранить. Но в большей степени, мы переносим свои страхи и переживания, приписывая их ребенку. На самом деле малыш встречается со смертью  как бы мы его не пытались от нее оградить. Он видит  мертвые растения, насекомых, животных, сбитых машиной, иногда на прогулке вы можете встретить похоронную процессию. Ребенок испытывает к этому интерес  и задает вопросы, старается понять, что происходит. Если родители  будут избегать этой темы, на самом деле это не оградит ребенка от встречи со смертью, но может создать  достаточно много психологических проблем

Сразу надо заметить, что ребенок разного возраста по разному понимает и осознает смерть.

Так, например дети в возрасте 2-6 лет воспринимают смерть как временную и обратимую, как в мультфильме Для них умершие живы на небесах или в каком-то особом месте, где продолжают функционировать — пить, есть, разговаривать и смотреть телевизор. Для них совершенно понятно, что если кто-то ходит по могиле, то причиняет боль лежащему в ней. Кроме того, они верят в чудеса и в то, что умершего можно вернуть при помощи молитвы или чуда.

Для детей 6-9 лет смерть становится неким объектом или даже личностью. Они могут представлять ее в виде скелета, старухи или еще кого-то, кто может быть характерным символом смерти в данной культуре. Соответственно они верят, что от смерти можно спрятаться, убежать или обмануть ее. И эта вера существует не в переносном, а прямом смысле. Смерть пришла, а я под кроватью. Она походила-походила и ушла восвояси. Такую  веру поддерживают некоторые сказки, где главные герои перехитрили смерть, обманули и избежали страшного конца. Кроме того дети в этом возрасте верят, что сами могут вызывать смерть. Если кто-то себя плохо вел, то  его наказали — забрали  папу, маму или маленького братика.  В этом же возрасте они начинают понимать, что смерть может случиться с ними и не могут с этим примириться. Часто спрашивают родителей о том, умрут ли они. Их начинают интересовать причины смерти — кто и от чего умирает.У детей этого возраста существует некоторое представление, что смерть «заразна». Они бояться всяких атрибутов, которые связаны со смертью, боятся покойников.

Для детей 9-12 лет смерть так же является  наказанием за плохое поведение. Но уже человек наказывается   не смертью близкого, а сам умирает.  Кроме всего прочего в этом возрасте дети часто, сердясь на кого-то, желают им смерти, т.к. с их точки зрения это самое страшное, что можно пожелать. И когда кто-то действительно умирает, им требуется поддержка взрослых в плане, что  смерть случилась не из -за того, что ребенок когда-то  об этом подумал, а по другим причинам.. В этом возрасте им становятся интересны биологические причины смерти.Что случается, с органами  у умершего — сердце перестает биться, кровь перестает течь по сосудам, легкие не совершают вдох и выдох.  Дети начинают выдвигать различные теории относительно того, чтобы было если бы — все болезни научились лечить, никто в мире не умирал никогда, правильно ли что люди умирают и т.п. Теперь их начинают интересовать ритуалы погребения и поминания.

Подростки уже имеют приблизительно то же понимание смерти, что и взрослые.. Они полностью осознают, что жизнь конечна и  смерть ждет каждого. Они знают, что существуют способы ускорить или замедлить смерть, а так же смерть можно  вызвать преднамеренно, как себе ,  так и другим. Их волнуют моральные и философские аспекты жизни и смерти,  по этой причине они часто задаются  вопросом о смысле жизни.

Собственно, все что описано — это нормальный процесс принятия и осознания факта смерти в жизни человека. Смерть должна быть осознана и принята, но как уже говорилось выше, мы сами ее отрицаем и часто искажаем процесс принятия смерти у ребенка. Если взять  даже взрослых людей, то с легкостью можно сказать, что многие  в плане осознания  смерти застряли на уровне 6-9 лет. Понятно, что  на этой стадии развития мало кто может адекватно помочь детям разобраться с этим вопросом.

Вообще, рекомендуется начать с ребенком говорить об этом не дожидаясь, что умрет кто-то из близких. Т.е. чтобы вы сами не были слишком эмоционально включены в  переживания и мысли о смерти. Надо просто отвечать на вопросы ребенка, когда они  возникают. Увидел мертвого жука и спрашивает что с ним, почему он не двигается.Следует ребенку объяснить это как можно проще. Обычно ребенка удовлетворяет объяснения , что жук мертвый. Это можно понять потому, что он не двигается, не бегает и не шевелится. Здесь, если  хотите,  ребенку будет более понятна механистическая модель, которая будет гласить, что «тело сломалось»  и  его нельзя починить.Если же родитель сразу реагирует на вопрос ребенка «брось эту каку», то у ребенка, который собственно понимает, что с жуком что-то не в порядке,  возникает  чувство вины за подобный вопрос и отвращение. Мертвые для него могут стать неприкасаемой какой, о которой нельзя говорить и о чем стыдно спрашивать.

В целом,  объяснять и давать ответы на вопросы ребенка о смерти нужно учитывая все возрастные особенности, о которых писалось выше. Дошкольнику объяснения  о посмертных изменениях и философские концепции будут звучать  угрожающе и непонятно. А все что непонятно — вызывает тревогу. Конечно бывает, что ребенок задает какие-то вопросы, которые не входят в его возрастное понимание. Все дети, естественно разные, кто-то созревает быстрее, что-то отстает. В этом случае , если ребенок вопрос задал, нужно на него ответить с максимальной простотой, не углубляясь в детали. Если вы не можете  сделать это или сами не знаете как ответить, лучше ребенку так и сказать, что я не знаю или у меня нет ответа на этот вопрос.

Большинство специалистов, которые занимаются проблемой осознания смерти у  детей, предостерегают  родителей от употребления метафор в описании смерти. Дети не понимают метафор и то, что взрослые говорят, понимают дословно. Так например, многие дети  путают смерть и сон. Они внешне похожи и потребление фраз типа «вечный сон», » усопший» , «уснул и не проснулся» могут вызвать страхи перед засыпанием. Так же фраза, что человек «ушел», «покинул нас»  могут вызвать опасения, что мама или папа уйдут на работу и не вернутся. Достаточно опасный момент в отношении объяснения, что болезнь является причиной смерти. Это безусловно так, но ребенку полезно сразу дать понять, что не каждая болезнь вызывает смерть  и даже некоторые серьезные болезни можно вылечить. Но вот кто-то болел  очень сильно, очень долго и долго лечился, но тело все равно его сломалось.

Не стоит так же связывать смерть исключительно с возрастом. Да, действительно, старые люди умирают чаще, но когда умрет более молодой человек, это для ребенка может быть шоком.

Что касательно религии, то в плане понимания смерти она большое подспорье. Собственно религия и существует в какой-то мере, чтобы человека поддерживать в этом нелегком вопросе. Однако  нельзя ребенка перегружать абстрактными понятиями. Если вы говорите о  душе, то ребенка будет интересовать ,что  это. У него до определенного времени конкретно-предметное мышление. Если вы говорите о душе, то она должна быть материальной и не в плане эксперимента взвешивания тел живых и умерших,  и найдены 6 граммов разницы. Это должен быть предмет. Душа это голубь? Так где голубь сидел в дедушке, когда он был жив? Т.е. у ребенка возникает некоторая путаница в понимании религиозных концепций и это действует не на пользу. Так же некоторые проблемы могут вызвать выражения «забрал Бог», «божья воля». Тут ребенок может начать представлять бога, как существо злое и коварное, которое по собственному капризу забирает  любимых им людей. Так же  ребенок может быть озадачен, что » дедушка там на небесах счастлив и здоров» , а все вокруг плачут. Почему  родным плохо, от того, что дедушке хорошо. Другими словами, основной смысл в том, что религиозные убеждения и выкладки должны преподносится ребенку в простой форме и не быть противоречивыми по содержанию ( ему хорошо, а все грустят)

В целом, как показали исследования, ребенок проходит те же этапы скорби, что и взрослый и в этот процесс надо вмешиваться минимально  потому, что процесс этот естественный и его можно сломать раз и навсегда. Потом, в более взрослом возрасте, ребенок окажется неспособным пройти все этапы скорби  адекватным образом. Так, например, при смерти домашнего любимца родители стараются или подменить его на такого же или говорят, что  зверек убежал. Это создает некоторое искажение реальности. Во-первых нельзя полностью подобрать идентичное животное. Дети часто легко  обнаруживают подмену. Во-вторых, когда »   Бобик убежал», ребенок будет ждать, что тот вернется. С другой стороны, такой случай очень полезен для того, чтобы ребенок  действительно  скорбел над умершим другом. Скажете это жестоко? Конечно, каждому родителю самому выбирать, что и как, но большинство детей проходят так или иначе этот опыт. Часто бывает, что дети рассказывают, о том, что хомячок умер, а мама мне сказала что он убежал. Ребенок все знает, но боится противоречить авторитету матери. Знает, что она лжет и боится показывать свои чувства. Это тоже не есть полезно для детской психики.

Были предложены некоторые занятия с детьми в дошкольных или школьных учреждениях, которые  помогают детям  при встрече с фактом смерти. Во-первых, не следует избегать изучение культурных и исторических моментов, связанных со смертью. Напротив, нужно говорить о том, какие представления об этом процессе были у древних,  какие традиции существуют или существовали. Если же дети  встречают на прогулке мертвое животное, рекомендуется обсудить с ними, что они почувствовали, разделить с ними их ощущения и мысли. Если же у кого-то из группы или класса умерли родственники , то можно попросить детей написать краткие соболезнования. Это учит  их правильно выражать свои чувства в данной ситуации.

Ну, вот такие общие рекомендации. Я понимаю и легко верю, что найдется масса людей, которые сочтут эти рекомендации аморальными. Как я уже писала, каждый может выбирать тот вариант действий в воспитании, который считает нужным . Я совершенно не настаиваю. Это только изложение некоторых идей, которые действительно могут помочь.

Источник: gutta-honey.livejournal.com

Вам также может быть интересно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *