Чувство собственного достоинства против чувства собственной важности

Человек, обладающий чувством собственного достоинства, более или менее соответствует в своем бытии тому, чем хочет и считает нужным быть, уважает себя за это, и не парится (а также не парит других) по этому поводу.
Человек, не соответствующий в своем бытии тому, чем хочет и считает нужным быть, в силу этого не уважает себя, однако, парясь по этому поводу, вынужден всячески скрывать «себя-неправильного» от себя и от людей, назойливо подсовывая им себя-не-настоящего, — хотя людям, как правило, нет до него и его «запарок» никакого дела.Как чувство собственного достоинства, так и чувство собственной важности относятся к сфере Бытия, в отличие от сферы Функционирования.
Это важно понять, потому что часто они выдают себя за аспекты оценки Функционирования. Бывает трудно довести до клиента, — даже на уровне мыслей, а уж на уровне реальности так вообще очень трудно, — такую простую мысль, что если он обнаруживает, что он парится по поводу высоких или низких оценок себя, — это не факт какой бы то ни было «реальности» (то есть не факт того, как обстоит дело с его функционированием), а факт самосознания.
Типичный случай, когда человек начинает говорить, что он, мол, недостаточно профессионален, не заслуживает того и сего, и бывает трудно донести до него идею, что эта возня не имеет никакого отношения к тому, насколько человек может или не может функционировать так или этак в той или иной сфере. Так вот, такой запрос на оценку, не имеющую отношения к делу, фиксация на оценках, — это одна из практик чувства собственной важности. А человек, который практикует чувство собственного достоинства, на таких вещах не заморачивается: он просто делает, что может, а чего не может — не делает, и не прыгает по этому поводу.
У Кастанеды есть простой антидот чувству собственной важности — концепция безупречности. Достойный человек действует безупречно.
Но только нужно очень хорошо понять, что человек не потому является достойным, что действует безупречно, а потому действует безупречно, что практикует чувство собственного достоинства.
Если это понять, жизнь реально меняется.
Безупречность не требует высших баллов по всем возможным и невозможным предметам, зато она требует тщательно продуманной стратегии и тактики, более или менее охватывающих по крайней мере важнейшие, наиболее значимые пространства жизни.
Безупречность, попросту, состоит в том, что человек реально делает в некоторой данной области все, что может и что считает нужным. Если вообще считает нужным что-нибудь здесь делать. А если не считает, то не делает.
Важно еще, что концепция безупречности ориентирована не на экстремумы (максимум того, минимум сего), а на оптимумы.

Взято отсюда.

Вам также может быть интересно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *