Психология насилия: внутренний мир детей, подвергшихся насилию

Насилие единичное или регулярное (абьюз), которому подвергаются дети в семье, является травматичным для психики ребенка. В данном случае речь идет как о насилии эмоциональном, так и физическом.

Как устроен внутренний мир такого ребенка? Что он чувствует?

1. Секретность. Дети держат злоупотребления в секрете. Причина такова, что они боятся лишиться любви.

2. Беспомощность. Если ребенок пытается защитить себя, это подавляется взрослым. И тогда дети пытаются защитить себя иначе — возникает явление т.н. выученной беспомощности. Такие дети могут провоцировать абьюз сами, это создает чувство контроля, посколько они тогда могут знать, в какой момент произойдет насилие.

3. Чувство пойманности в ловушку. Дети особым образом приспосабливаются к происходящему — они объясняют плохое обращение тем, что сами его заслужили.

4. Если такой ребенок вдруг добровольно или под действием обстоятельств рассказывает про произошедшее насилие, то его рассказ может быть двойственным. Он словно одновременно рассказывает и отказывается от своего рассказа. Для детей, подвергшихся абьюзу, также характерна фрагментированная память о произошедшем, и у людей, слушающих их, могут возникнуть сомнения в рассказе ребенка.

В результате абьюза дети получают жестокие жизненные «уроки», и их картина мира меняется. Появляются такие установки:

1. «Люди, которые тебя любят, причиняют тебе боль». На психологическом уровне дети делают такой вывод об отношениях между людьми — боль является неотъемлемой частью близких отношений.

2. «Люди делятся на жертв и тех, кто злоупотребляет этими жертвами». Важными являются вопросы власти и силы.

3. «Мир — это опасное место».

Еще статьи по схожей теме: статья про насилие в контексте семьи, статья про психологическую травматизацию ребенка.

Вам также может быть интересно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *