Родитель и ребенок: патологические отношения

Это материал  на основе книги Х.Э. Рихтера «Родители, ребенок и невроз». Автор, известный психолог, когда пишет о детских неврозах, описывает и исследует такой момент, что ребенок может выполнять в семье замещающую функцию. Происходит это во многом, конечно, бессознательно. Кого/или что может замещать ребенок в семье?

1. Ребенок может быть в семье заместителем других людей :

1) Ребенок как заместитель родителя. Это еще называется парентификацией. В этом случае ребенок как бы «усыновляет» родителя. Это выражается в том, что изначально к ребенку выдвигаются определенные требования, которые вынуждают его рано повзрослеть. Пример, оба родителя страдают от какого-то вида зависимости, и тогда получается, что ребенок «усыновляет» себя и родителей. Ему приходится утешать их, оказывать им моральную поддержку. Такой ребенок лишен детства, ему предъявляются требования не по возрасту, которые он не может реализовать. В школе такие дети претендуют на первую роль. В них одновременно сочетается некая властность и в то же время детская незрелость. Характерно ложное «я» и ложные переживания.

2) Ребенок как заместитель супруга. В данном случае кроме или вместо детской функции, ребенок становится тем, на кого переносятся чувства к супругу. Такое случается в несчастливых браках. Незрелый родитель готов искать партнера в ребенке. Один из родителей сближается с ребенком, потому что не верит партнеру. С ребенком он чувствует себя более уверенно. Отец намеренно или ненамеренно может вызывать ревность жены и быть нежным с дочерью и холодным —  с женой.

3) Ребенок как заместитель сиблинга. Тогда один из родителей переносит на ребенка собственные конфликтные отношения со своим сиблингом. Например, если сиблинг воспринимался как конкурент, то и ребенок будет восприниматься таким же образом. Ребенок будет восприниматься конкурирующим сиблингом, с ним будут отыгрываться неразрешенные проблемы ревности.

2. Ребенок как заместитель аспектов Я собственного родителя.

Ребенок становится продолжением Я родителя, в его сторону направлены нарциссические проекции родителя. При помощи ребенка родитель стремится реализовать то, что не смог реализовать в самом себе. В этом случае родитель как бы «восполняет ущерб» своей самооценки и т.д. Еще один вариант из той же оперы — когда на ребенка направлены, наоборот, негативные проекции. То есть родитель проецирует на ребенка негативные аспекты собственного Я и борется с ним в ребенке.

3. Ребенок как заместитель идеального Я.

Такое бывает в династических семьях или у одиноких матерей. Ребенок изначально воспринимается избранным. От него ждут, что он компенсирует, например, беды матери, ее неудавшиеся отношения и др. И тогда ребенок оказывает очень много «должен» и живет не своей жизнью.

Вам также может быть интересно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *