О детской ревности

revnost

Сегодня напишу немного про нее — про детскую ревность. Материал на основе книги Д.В. Винникотта «Разговор с родителями».

Известный психоаналитик считает, что ревность — это нормальное и здоровое явление. «Ревность возникает оттого, что дети любят. Если они не способны к любви, то не проявляют и ревности» (Винникотт, 2012).

Детская ревность проявляется по-разному, и часто это довольно опасная штука. Например, старший сиблинг может бить младшего, пытаться его задушить, выбросить из коляски и др.

Но ревность связана не только с появлением нового ребенка в семье. Винникотт пишет, что на протяжении своего развития маленький ребенок воспринимает мать как свою собственность, и все то, что «отнимает» у него мать, ее внимание, показывает, что она может ему полностью не принадлежать, будь то отец, второй ребенок, книга и др., будет вызывать ревность. «Ребенок завидует новому малышу или книге и прикладывает все усилия, чтобы вернуть утраченные позиции, хотя бы только на время или в символической форме» (Винникотт, 2012). Часто дети могут регрессировать при появлении сиблинга, например, старшие дети могут начать просить грудь или бутылочку; у них может быть энурез и др.

Как проходит ревность?

Винникотт обозначает три пути:

1) Ревнующий ребенок чувствует одновременно любовь и ненависть. Возможно поначалу ему интересно видеть, как нянчат нового малыша, но постепенно он понимает, что заботу и любовь получает не он, а кто-то другой. Ребенок чувствует гнев, может вести себя агрессивно, он весь переполнен разрушительными импульсами, ему кажется, что все рушится — внутри него, вокруг него. Но мать и новый младенец как-то переживают происходящее, они «выживают», материнское отношение не меняется, и постепенно ревнующий ребенок осознает этот факт выживания. Он понимает, что «в воображении можно безопасно разрушать и ненавидеть». И постепенно крики и пинки ревнующего ребенка сводятся к минимуму, и через некоторое время ребенок чувствует скорее не ревность, но продолжающуюся любовь, только в этой любви присутствуют еще идеи разрушения. И мать будет замечать, что ребенок чаще грустит.

Тут важно понимать, что поначалу со стороны матери будет неправильно доверять старшему ребенку заботу о младшем, поскольку в любой момент эта забота может обернуться ревнивым нападением, особенно когда никого нет рядом.

2) Второй путь связан с тем, что у ревнующего ребенка есть накопленный позитивный опыт. О том, как его кормят, любят, за ним ухаживают, с ним играют. То есть у него богатый опыт удовлетворений, которые стали частью его Я. У него достаточно этого опыта, вот почему ревность иногда может и не проявиться.

3) Третий путь проходит через отождествление. Ребенок идентифицируется с заботящейся матерью (тоже может начать заботиться о малыше и пр.), идентифицируется с сиблингом (хочет играть игрушками для маленьких и др.).

В целом же с развитием ребенка уходит и ревность. Дети все больше понимают, перерабатывают опыт, и в этом им помогают их достаточно хорошие матери. Мать, которая понимает ребенка и принимает различные его проявления. То есть на вопрос — как реагировать родителям на ревность ребенка, есть ответ — принимать тот факт, что ребенок может ревновать и принимать и любить ревнующего ребенка с его криками, гневом и пр.

В заключение Винникотт пишет о людях с ревнивым характером. Он считает, что у таких взрослых когда-то в детстве не было достаточно благоприятных условий, чтобы честно проявлять свою агрессию и преодолеть фазу ненависти и гнева. Совет психолога такой — матери должны позволять своим детям быть ревнивыми, когда это оправдано. В конечном счете при позитивном прохождении этого этапа ревность, по мнению Винникотта, впоследствии перейдет в соперничество и честолюбие. А это качества, которые в более взрослом возрасте могут помочь человеку добиваться поставленных целей.

 

 

Вам также может быть интересно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *