Про нормализацию клиента в терапии

На практике это то, что в терапевтической работе приходится делать очень часто.

Что такое нормализация клиента?

Каждый человек приходит в терапию уже с неким готовым набором убеждений, мысленных конструкций и всяких чувств по поводу себя, мира, общения с людьми и многих других вещей. Описанные установки не являются никогда случайными, а произрастают из опыта клиента, особенно опыта взаимоотношений в родительской семье. Иногда такие убеждения могут быть реально очень поразительными. Люди совсем по-разному для себя могут отвечать на всякие вопросы, что такое хорошо и что такое плохо, что нужно делать/думать/чувствовать, а что – нет, что правильно или неправильно в той или иной ситуации. И эти установки могут им мешать. И тогда работа психолога часто бывает ориентирована на то, чтобы продемонстрировать клиенту нормальность «запретных» для него чувств.
Приведу некоторые примеры.

Допустим, человек вырос с установкой, что хотеть и делать что-то для себя – это эгоизм. В своей жизни он преимущественно помогает другим, ориентирован на окружающих, делает все для других и совсем мало для себя. А когда хочет чего-то для себя и делает это, испытывает вину. И терапевт, который поставит под сомнение такую установку клиента, будет работать на нормализацию. Нормально хотеть и желать чего-то для себя, а не только для других.
Или, например, тема вины. Когда мать считает, что ни в коем случае нельзя испытывать злость на маленького ребенка, взрослые люди считают, что нельзя злиться на родителей, жены запрещают себе злиться на мужей и т.д. При этом все они испытывает массу злости на близких, которую часто вымещают на чем-то другом и чувствуют за это вину. В этом случае терапевт, который не видит ничего неправильного и «зазорного» в том, чтобы злиться на родственника, друга, ребенка и т.д., опять же будет способствовать нормализации клиента.

Или человек, который считает, что нельзя «ныть и плакать», когда тебе очень плохо. Многие люди думают, что это не имеет смысла, ничего не дает, только «напряжет» окружающих. И терапевт, который считает, что нормально огорчаться, выражать чувства, когда на душе тяжело.

Люди, которые считают, что ни в коем случае нельзя показывать свою уязвимость. Покажешь свои «слабые места», и тебя ранят. При этом такой человек сам сильно страдает от защитной брони и не может выстроить отношений, потому что находится в защитной позиции к другим, все время ждет нападения.
Или люди, для которых тяжело быть зависимыми от других.
Люди, которые боятся быть несовершенными.
Те, кто боится что-то сделать «не так».
Те, кто испытывает сильный страх в тяжелой ситуации, и считают, что нельзя его чувствовать и показывать.

Список можно продолжать и продолжать. Всяких разных установок бесчисленное количество.

Когда-то ни сформировались у клиента, чем-то ему помогали, а сейчас во взрослой жизни часто мешают, потому что внутри у человека целый вихрь чувств, который затрудняет жизнь.
Все эти установки идут еще из каких-то детских историй про то, что нельзя что-то чувствовать, показывать свои определенные чувства, какие-то чувства неправильны, что-то желательно, а что-то нет. У человека не было соответствующего окружения, которое готово было бы принять эти вообще-то нормальные чувства. И терапия восполняет этот дефицит. Когда терапевт всячески демонстрирует, что то, что чувствует клиент в определенных ситуациях, это нормально, то находится пространство, в которое клиент может разместить переполняющие его чувства. В этом помогает принятие терапевта, позиция нейтральности специалиста. Терапевт, который не осуждает, не ругает, не упрекает, а уважительно относится к разным аспектам внутреннего мира пациента.

Очень часто именно в терапии люди вдруг понимают и осознают, что те мысли и чувства, которые они думают и чувствуют, но за которые себя почему-то осуждают – это нормально.

Вам также может быть интересно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *