Чувство вины у матери перед ребенком

И снова Винникотт. Теперь немного про чувство вины. Можно сказать, что оно является неотъемлемой частью процесса родительства. И это нормально.

Так, когда рождается ребенок, мать часто волнует вопрос, все ли в порядке с малышом, все ли с ним нормально. Если с ним действительно все хорошо, то тревоги успокаиваются, если все-таки есть повод для беспокойства, то мать начинает чувствовать вину. На каком-то уровне ей может казаться, что она сделала что-то не так, что ребенок родился таким.

Далее… Малыш растет. И чувство вины по-прежнему сопровождает материнское отношение к ребенку.

Continue Reading

О детской ревности

Сегодня напишу немного про нее — про детскую ревность. Материал на основе книги Д.В. Винникотта «Разговор с родителями».

Известный психоаналитик считает, что ревность — это нормальное и здоровое явление. «Ревность возникает оттого, что дети любят. Если они не способны к любви, то не проявляют и ревности» (Винникотт, 2012).

Детская ревность проявляется по-разному, и часто это довольно опасная штука.

Continue Reading

«Мой ребенок таким точно не будет»

Примерно такие мысли появляются в голове у людей, которые видят на улице или в магазине ребенка, истерично что-то требующего от своих родителей. Важно еще сказать, что у думающего чаще всего пока своих собственных детей нет. Истерика ребенка — это ситуация, которая смущает родителей и окружающих. Родителям может стать стыдно, им может казаться, что окружающие видят их плохими матерями и отцами, раз их ребенок так себя ведет. Свидетели происшествия относятся по-разному. Одни — с принятием, а другие про себя подумают: «мой ребенок таким не будет». В подобной мысли еще какая-то уверенность в том, что воспитание может все, и при правильном воспитании получится идеальный ребенок, который будет всегда мил и никогда не станет закатывать истерик. Но родители с опытом знают, что у каждого ребенка есть уже какие-то изначальные «данные», это далеко не tabula rasa. Уже в возрасте нескольких месяцев дети по-разному себя проявляют. Потом, если бы воспитание было бы всесильно и предопределяло всю психологию и поведение ребенка, тогда в семьях дети получались бы одинаковыми, а такого нет.

Здесь интересно привести цитату из «Анны Каренины» Л.Н. Толстого. Один из главных героев Лёвин гостит в доме Облонских:

«В то время как Левин выходил, случилось для Дарьи Александровны событие, разрушившее вдруг все ее сегодняшнее счастье и гордость детьми. Гриша и Таня подрались за мячик. Дарья Александровна, услышав крик в детской, выбежала и застала их в ужасном виде. Таня держала Гришу за волосы, а он, с изуродованным злобой лицом, бил ее кулаками куда попало.

Continue Reading

Психология насилия: сексуальное насилие в контексте семьи

Психоаналитики, работавшие с пациентами, которые детьми подвергались сексуальному насилию в семье, выявили важность «контекста». Речь идет о том, что насилие в семье начинается намного раньше, чем появляется сам факт сексуального злоупотребления. Так, работа с такими пациентами показала, что часто насилие обычно развивается в дисфункциональных семьях, где родители (родитель) когда-то сами были жертвой насилия (эмоционального, физического). На детей, подвергающихся насилию, родители проецировали определенные аспекты своего «Я», что-то, что не могли принимать в себе самих. В таких семьях развиваются особого рода отношения, когда словно все члены семьи оказываются в сговоре и не замечает происходящего.

Continue Reading

Психология насилия: внутренний мир детей, подвергшихся насилию

Насилие единичное или регулярное (абьюз), которому подвергаются дети в семье, является травматичным для психики ребенка. В данном случае речь идет как о насилии эмоциональном, так и физическом.

Как устроен внутренний мир такого ребенка? Что он чувствует?

1. Секретность. Дети держат злоупотребления в секрете. Причина такова, что они боятся лишиться любви.

2. Беспомощность. Если ребенок пытается защитить себя, это подавляется взрослым. И тогда дети пытаются защитить себя иначе — возникает явление т.н. выученной беспомощности. Такие дети могут провоцировать абьюз сами, это создает чувство контроля, посколько они тогда могут знать, в какой момент произойдет насилие.

3. Чувство пойманности в ловушку. Дети особым образом приспосабливаются к происходящему — они объясняют плохое обращение тем, что сами его заслужили.

Continue Reading

Родитель и ребенок: патологические отношения

Это материал  на основе книги Х.Э. Рихтера «Родители, ребенок и невроз». Автор, известный психолог, когда пишет о детских неврозах, описывает и исследует такой момент, что ребенок может выполнять в семье замещающую функцию. Происходит это во многом, конечно, бессознательно. Кого/или что может замещать ребенок в семье?

1. Ребенок может быть в семье заместителем других людей :

1) Ребенок как заместитель родителя. Это еще называется парентификацией. В этом случае ребенок как бы «усыновляет» родителя. Это выражается в том, что изначально к ребенку выдвигаются определенные требования, которые вынуждают его рано повзрослеть. Пример, оба родителя страдают от какого-то вида зависимости, и тогда получается, что ребенок «усыновляет» себя и родителей. Ему приходится утешать их, оказывать им моральную поддержку.

Continue Reading

Как не надо воспитывать мальчиков?

1. Не делайте из мальчика «настоящего мужчину». Все настоящие мужчины разные, единственные поддельные мужчины – те, которые притворяются «настоящими». Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите мальчику выбрать тот вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он окажется успешнее, чтобы он мог принимать себя и не жалеть об упущенных, чаще всего лишь воображаемых, возможностях.

Continue Reading

Объектные отношения в латентном периоде

Объектные отношения в том смысле, о котором здесь идет речь – это отношения с другими людьми, особенно значимыми. А значимые фигуры для ребенка в латентном периоде (период приблизительно от  5 лет до пубертата, по Фрейду) – это чаще всего, конечно, же отец, мать, друзья и учителя. Итак, что происходит с ребенком в латентном периоде?
Для латентного периода характерна так называемая фантазия «семейного романа». Ребенок находит компенсацию своей нарциссической ране и разочарованию в фантазии. Например, он воображает, что является приемным ребенком или пасынком, и полагает, что он благородного или сверхъестественного происхождения, и просто отдан в эту семью до тех пор, пока не появятся более высокие и лучшие возможности.

Continue Reading

Достаточно хорошая мать

Это замечательное словосочетание придумал британский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт. Так он избавил женщин от стереотипа идеальной матери и от груза непосильной ответственности, который был связан с этим образом.
По Винникоту, достаточно хорошая мать – та, которая может чувствовать ребенка и удовлетворять его потребности. При этом она не привносит в этот процесс чрезмерных желаний и страхов. Она не обязана слушать и применять «компетентные» мнения и директивы со стороны (родственник, прохожий, учебник по детскому воспитанию). Состояние слияния, в котором она находится с ребенком позволяет ей хорошо чувствовать малыша, его физиологические и эмоциональные потребности.

Continue Reading

Дети и смерть

Тема смерти одна из самых сложный в нашей культуре. Мало кто к ней действительно равнодушен, а пожалуй, даже вообще, равнодушных нет. Нам всем предстоит умереть и мы с трудом смиряемся с этим фактом. Еще Юнг писал, что отсутствие в европейской культуре традиций, которые позволяют принять смерть и разместить ее в собственном внутреннем мире, ведет к значительному повышению тревожности.

Continue Reading